Не так давно сарафанное радио было практически единственным вариантом узнать где можно отремонтировать свой автомобиль. Контакты знающих мастеров и СТО передавали из уст в уста, берегли как зеницу ока и налаживали с ними особые отношения. Рынок ещё не был перенасыщен, поэтому к подобным умельцам выстраивались очереди и чувствовали они себя очень вольготно. Механики старше сорока лет с ностальгией вспоминают те золотые времена, когда можно было легко заработать на квартиру без ипотеки.
Время идёт, машины чинят на каждом углу, есть даже отдельные микрорайоны, где на небольшой площади ютятся сервисы, шиномонтаж, магазины запчастей и всевозможные специализированные мастерские. Своего рода автомобильный Клондайк. В таких условиях сарафанное радио работает плохо по ряду причин.
- Темп жизни настолько ускорился, что люди хотят получить информацию здесь и сейчас, без долгого ожидания. Передача знаний от человека к человеку это медленный процесс с низкой эффективностью. Давно ушло время универсальных мастерских, где могут починить и ВАЗ, и Мерседес, и Рено. В современном мире всё большие обороты набирает специализация с упором на ремонт машин одного концерна.
- Сарафан вещь неконтролируемая, нельзя предсказать поведает о вас благодарный человек потенциальным клиентам или оставит информацию при себе. Добавьте сюда современную тенденцию очень много писать о плохом и скудно упоминать хорошее. Последнее считается чем-то само собой разумеющимся, о таком не пишут.
- Владельцу Ауди Q5 априори не подойдёт сервис, специализирующийся на Гранд Чероки. Разные сканеры, иной подход к проектированию, обилие специального инструмента у немецкого концерна, отсутствие правильной документации к американцам на русском языке – всё это накладывает отпечаток не только на сервис, но и на самих владельцев.
Именно поэтому люди начинают кучковаться по профильным форумам, посвящённым либо всей марке, либо конкретной модели автомобиля. Там они делятся информацией о проведённом ремонте, затратах на него, выясняют типичные болезни своего автомобиля и как его устранить. Вот тут уже сарафан начинает играть хоть какую-то роль, так как коллектив объединён одной идеей и общими заботами, однако он до сих пор остаётся пассивным и неконтролируемым.
Чтобы исправить ситуацию и взять инициативу в свои руки, сервис должен присутствовать на интересующих площадках в качестве партнёров. Порой получается снимать сливки, так как администрация не заинтересована в заработке, но это скорее исключение, чем правило. За присутствие на форуме свободно просят от 6 тысяч в год до 25 тысяч в месяц. Цены сильно зависят от жадности владельцев, посещаемости ресурсов и активности самих пользователей.
Заплатить за партнёрство и ничего не делать – выкинуть деньги на ветер. Продвижение на форумах нужно вести ежедневно наравне с работой на приёмке и в ремзоне.
Приведём пример из свежей практики. Автосервис присутствовал на форумах, на ряде из них был генеральным партнёром, исправно платил деньги, но практически не участвовал в клубной жизни. Есть отдельная тема и баннер, владельцы считали, что этого достаточно. Рассмотрим два периода, год до нас и пять месяцев плотной работы. Цифры указывают количество переходов с ресурса на сайт сервиса.
Ресурс | 11.2018 – 10.2019 | 11.2019 – 03.2020 |
jeep4x4club | 26 | 1360 |
fiat-freemont-club | 24 | 330 |
dodge-journey | 577 | 451 |
caliberclub | 139 | 199 |
Все источники | 4979 | 4881 |
Показатели форума jeep4x4club впечатляют ещё больше, так как последние полгода с этого ресурса не было ни одного перехода. При этом владельцы тщательно уверяли нас, что форум слабый, общения на нём мало и даже подумывали уйти с позиции генеральных партнёров.
Как говорил доктор Хаус «Все врут!», пусть и неосознанно. Мы поверили партнёрам и два месяца не обращали внимания клуб, после чего три месяца стреляли сообщениями на каждом углу. 1 237 переходов из 1360 пришлись как раз на эти три месяца. Есть ещё немного полезной статистики:
- победители 15 дней за три месяца, то есть 1/6 всего времени наш контент пользователи признавали лучшим;
- набрали 229 баллов репутации, до этого за три года набежало 198;
- с такими темпами целимся на первое место в рейтинге сообщений за год.
И это данные только по одному форуму. Наше активное присутствие стало катализатором, люди стали чаще обращаться за помощью на страницах тем и в личных сообщениях, что вылилось в увеличившийся поток машин в цеху. Довольные владельцы оставляют отзывы всё на том же форуме, подстёгивая сарафан, а мы мозолим глаза на каждом углу. Как делать это правильно и не вызвать отторжение назойливостью поговорим в следующей статье.