Автосервис использует в работе ручной инструмент, приспособления, диагностическое оборудование, специнструмент. Особняком стоит пневмоинструмент и пневмооборудование: гайковёрты, трещётки, зубила, продувочные пистолеты, стенд шиномонтажа, покрасочная камера и прочие. Для их эксплуатации необходим сжатый воздух.

Подготовка воздуха в автосервисе позволяет работать пневмоинструментом 2-3 года без заметных изменений первоначального крутящего момента.
Компрессор
На рынке представлены 2 типа компрессоров — винтовой и поршневой. Винтовой лучше:
- более высокий КПД всасывания воздуха, до 99%
- поток воздуха без пульсаций
- в 10 раз больше срок службы
- рассчитан на непрерывную работу
- уровень шума значительно ниже и не мешает проводить диагностику

Единственный и существенный минус – цена. Винтовой компрессор дороже поршневого аналогичной мощности на 60%. По этой причине в автосервисах в основном используют поршневые.

При выборе компрессора необходимо посчитать расход воздуха всех пневмоустройств, которые могут работать одновременно.
Qк=Qв/КПД, где
Qк — паспортная производительность компрессора
Qв — расход на входе компрессора
КПД для винтового компрессора 0,95, для поршневого 0,75
Qв=(q1*k1+q2*k2+q3*k3…qn*kn)*kс, где
q — расход воздуха и указан в характеристиках пневмооборудования и пневмоинструмента, л/мин
k = время работы инструмента в час/час (при максимальном использовании)
k=0,35 можно взять для гайковерта, пневмозубила и трещётки
k=0,3 для продувочного пистолета
kc — коэффициент синхронности
Количество потребителей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Коэффициент синхронности (kс) | 1,00 | 0,95 | 0,91 | 0,87 | 0,84 | 0,81 | 0,78 | 0,76 | 0,74 | 0,74 |
Компрессор обслуживают раз в год, меняют фильтры и масло. Пуск при минусовых температурах или перегрев выводят компрессор из строя, поэтому его ставят в помещении с отоплением и вентиляцией.
Пневмолиния
Пневмолинию изготавливают из полипропиленовых труб. Её прокладывают от компрессора к каждому посту, шиномонтажу и другим местам, где нужна точка сжатого воздуха. С одной стороны, пневмолиния жестко крепится к компрессору, с другой – на неё одеваются быстросъёмные соединения «мама». Сразу после компрессора и перед быстросъёмами ставят краны.

Такое решение позволит отключить как всю линию, так и отдельную ветку. Для удобства работы на каждом посту подключают катушки с пневмошлангом. Чтобы инструмент работал на полную мощность, необходим шланг с внутренним диаметром не менее 10 мм.
Осушение воздуха
Первым делом из воздуха удаляют влагу. В большом количестве она ухудшает работу гайковёрта, трещетки, зубила, пагубно влияет на качество окрашивания. Вдобавок приводит к коррозии металлических поверхностей. Если пневмолиния крепится на поверхности, которая зимой сильно охлаждается, в трубах образуется конденсат. В таком случае фильтр и регулятор давления с манометром ставят перед каждым быстросъёмом.

Если поверхности помещения зимой теплые, достаточно поставить один фильтр после компрессора, а регуляторы с манометром в конце каждой линии. Давление выставляется обычно 6,3 бар. Превышение приводит к повышенному износу пневмоинструмента.
Смазка
Смазка нужна не везде. Воздух без масла используется в продувочном пистолете, на входе в стенд шиномонтажа и в покрасочной камере. Смазка необходима для гайковерта, трещётки и зубила, подвижный механизм у которых вращается со скоростью 150 — 7500 об/мин. Для выборочной смазки перед быстросъёмом «папа» вкручивается мини-лубрикатор. В стенд шиномонтажа обычно встроен собственный лубрикатор.

Расход смазки в мини-лубрикаторе отрегулировали на заводе. Достаточно регулярно доливать специальное масло для пневмоинструмента. Проще контролировать уровень жидкости, смазка происходит лучше, чем у стационарных лубрикаторов, которые начинают работать после 5-7 секунд непрерывного движения воздуха.
Грамотно реализованная подготовка воздуха в автосервисе помогает избежать преждевременного выхода из строя пневмоинструмента, при этом сушить и очищать поверхности без следов масла.