Интернет магазин для автосервиса может стать отличным подспорьем в увеличении прибыли, однако это обоюдоострый меч: с одной стороны стабильный заработок и низкий порог входа, с другой – головная боль, монотонная въедливая работа и потеря репутации. Нельзя просто так взять и сделать отличный доходный бизнес из воздуха, что бы там не рассказывали во всемирной паутине. Давайте разбираться о какие подводные камни может распороть брюхо ваш корабль золотоискателей.
Виды магазинов
Текстовый
Никаких фотографий, исключительно текстовое перечисление всех артикулов. Порой даже нет разбивки на категории и автомобили, все позиции вывалены длинным списком на одной странице. Вы не видите ни наличия, ни цен. Последние хотя бы можно получить, если ввести номер артикула в строку поиска. Чтобы сделать заказ, вы заполняете примитивную форму, отправляете в пустоту и ждёте, когда на неё ответит ответственный менеджер.

Да-да, в 2020 году до сих пор такие существуют и они вполне успешно работают. Мне приходилось заказывать запчасти на личный автомобиль. Большая фирма, три магазина в Москве, два автосервиса. Не дождавшись звонка или ответа на заявку, сам набрал и форсировал обработку заказа. Так можно работать только при двух условиях: отличный ассортимент и одни из самых низких цен на рынке.

Сайт упомянутой фирмы не оптимизирован под СЕО, в топ-10 Гугла входит только 12 запросов, половина из которых ниже шестого места. С Яндексом на первый взгляд всё намного лучше, 326 запросов в топ-10, однако почти все они ведут на четыре страницы: главная, псевдо-магазин, калькулятор ТО и контакты. Основной трафик компания получает из контекстной рекламы, где у неё висит 8,5 тысяч объявлений. Пока есть деньги на рекламу, сайт получает целевые переходы, но не более.
Шаблонный
Существует несколько вариантов готовых решений для создания магазина, почти все они работают по одному принципу. Вы подключаетесь к чужой системе и выступаете промежуточным звеном между покупателем и поставщиком. К примеру, крупный оптовик продаёт запчасть за 1000 рублей, выставляете клиенту 1400 и живёте на разницу, уплатив налоги и прочие расходы, связанные с деятельностью.
Эта схема практически перестала работать, так как многие оптовые компании начали работать с розницей, при этом они могут держать низкие цены, чего вы себе не можете позволить. Возникает закономерный вопрос. Почему люди должны заказывать именно у вас, обходя прямого поставщика? Почему 1000 рублей и максимум день ожидания хуже ваших 1400 и нескольких суток?

Добавьте сюда ежемесячную плату за доступ системе подбора и каталогам, без которых магазин не имеет смысла. Как только вы забыли перевести деньги или появились проблемы со стороны провайдера, бизнес моментально становится убыточным. Один день простоя это 3% месячной прибыли и намного больше потерянных клиентов. Вот вам пример из топ-10 гугла. Вы вернётесь сюда второй раз? Большинство отвечает «нет».
Уникальный
Люди будут покупать у вас только если магазин предлагает что-то уникальное. Редкие товары, удобное и подробное оформление, быстрая и разнообразная доставка, удобство оплаты – список возможных отличий достаточно большой. Чем тщательней вы вложитесь в развитие каждого момента, тем сильней будет выхлоп. Это самый дорогой и долгий путь, но он приносит лучший результат.
Самый главный принцип это уникальность. В первую очередь нужно начать с корректного заполнения всех характеристик товара. Оригинальный артикул, номера заменителей, размеры и вес. В зависимости от типа товара нужно указать применимость по двигателям, автомобилям или платформам. Фотографии нужно делать самостоятельно, а не скачивать их из интернета.

Делайте магазин таким, чтобы им было удобно им пользоваться не только на компьютере, но и на мобильных – именно через них проходит две трети мирового трафика. Старайтесь оставить самое необходимое, чтобы сайт и все функции работали максимально быстро и не требовали скоростного интернета.
Необходимые функции
- Подбор товара по автомобилю и двигателю. Далеко не обязательно прикручивать каталог с фильтрацией по VIN. Это слишком большой объём бесполезной информации, да и не получится все карточки товара нормально оформить. Оставьте такой подход Exist’у и Эмексу. Вы, как автосервис, намного лучше знаете все ходовые позиции и сопутствующие товары. Останется только прописать применимость и дело в шляпе. Простому человеку не нужно ковырять в каталоге, ему достаточно фильтра марка+модель+год+двигатель.
- Оригинальные номера запчастей. Для заменителей не стесняйтесь указывать заводские артикулы. Это не только удобно, но и повышает ваши позиции в поисковых системах и глазах клиентов. Мы сталкивались не раз, когда продавец присваивает свои артикулы товарам и скрывает оригинальные. Подобная примитивная защита от покупки в другом месте будет работать против вас.
- Сравнение товаров. Хорошая функция для тех, кто не может определиться что именно ему брать. Полезна только когда у вас есть несколько заменителей к одному и тому же артикулу.
- Доставка. Если у вас нет собственной доставки, можно заключить договор с Яндексом или Доставистой. Для Москвы это крайне актуально, люди готовы платить за удобство и получать запчасти, не покидая дома или рабочего места. Есть категория клиентов, которые готовы покупать дороже, но без дополнительных движений со своей стороны.
- Оплата картой. Не сильно популярная функция, так как сложней реализовать, приходится работать в белую и платить налоги. Зато это быстрей, надёжней и безопасней, чем традиционные переводы на карточку Сбербанка. Если встроите Apple Pay и Google Pay – цены вам не будет. Нужно идти в ногу со временем.
Чем торговать
Самый адекватный вариант это торговать тем, чем вы сами ежедневно пользуетесь при ремонте автомобилей.
- Понятные запчасти. Вы знаете какого они качества, так как устанавливаете их на потоке на однотипные автомобили.
- Простой возврат. В нём нет ничего страшного, вы всегда сможете продать её у себя в цеху.
- Техническая консультация. У клиента возник вопрос по установке запчасти или её применимости? Вы можете максимально корректно и грамотно ему ответить, опираясь на свой опыт.
- Ассортимент. Узкая ниша ремонта позволяет держать на складе редкие запчасти, которые все остальные везут под заказ, порой с ожиданием в месяц. За срочность люди готовы доплачивать.
Общий подход весьма простой. Занимайтесь тем же самым, чем занимались и до этого, просто выводите на новый уровень. Это намного легче, чем осваивать новые рынки и направления ремонта. Со временем можно расшириться и до работы под заказ, но пока нужно обкатать все механизмы и набить первые шишки.
Сложности
Для начала нужно определиться на какой платформе будете создавать свой магазин. Она должна гладко стыковаться и синхронизироваться с вашей учётной системой, чтобы на сайте всегда были текущие цены и наличие. Без этого даже не стоит начинать, иначе быстро скатитесь к ручному труду. Ключ к успеху – максимальная автоматизация процесса, чтобы затраты на создание и поддержание не превысили выхлоп.
На следующем этапе определяетесь какими именно позициями торгуете и прописываете к ним фильтры применимости. Будет намного проще, если вы ими и так пользовались в ежедневной работе. Это монотонная работа для усидчивого человека, причём заниматься ей должен технический специалист или кладовщик.
Чтобы карточка товара была информативной, нужно её наполнить фотографиями. Хватит простого аппарата с дешёвым автофокусным объективом. Съёмка не художественная, никто не будет оценивать цветопередачу, боке и падение разрешающей способности по краю кадра 😉 Выбираете светлый однородный фон и приступаете. Основное препятствие – сохранять одни и те же ракурсы. Будет намного легче, если будете снимать однотипные товары: сначала масляные фильтры, потом воздушные, салонные, топливные, шаровые, сайлентблоки и далее по списку. Двух-четырёх кадров достаточно, всё зависит от типа запчасти. Хотите максимально ускориться? Воспользуйтесь штативом и просто подкладывайте новые запчасти.
Заносите необходимые данные, настраиваете функции, тестируете работу сайта и выпускаете его в свет. Не забудьте рассказать на форумах о своём нововведении, это обеспечит стабильное увеличение посещаемости сайта. Вот только есть в нарисованной картине ещё две ложки дёгтя.
Кто будет реализовывать всё это добро? Для небольшого сервиса нанять хороших специалистов скорей всего не получится, так как затраты на реализацию будут отбиваться очень долго. Чаще всего нужно искать внутренние ресурсы среди мастеров-приёмщиков, механиков или самостоятельно обучаться по инструкциям в сети. Куда более сложный вопрос кто будет этим заниматься. Нельзя сделать магазин и отпустить дело на самотёк, он требует ежедневного внимания. Тут либо нужно доплачивать мастерам, либо брать отдельного человека если прибыль позволит.
Как видите, это путь не для всех. Сразу отсеиваются мультибренды и сервисы со слабыми учётными системами. Не видите смысла в магазине? Не делайте, есть иные возможности увеличить прибыль. Если всё же взялись, старайтесь не бросать, это приносит свои плоды со временем.